Галина Вадимовна, спасибо за ответ. Т.е. Ваше исследование базируется, в основном, на данных социологических опросов, а статистические данные используется косвенно? Я правильно понимаю? Или же в своем исследовании Вы используете еще какие-то показатели и источники данных?
По ссылке перешла, но на данной странице написано "нет данных".
Финансовая грамотность населения результаты измерений
-
- Сообщения: 31
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:06
-
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: 27 апр 2016, 10:37
Re: Финансовая грамотность населения результаты измерений
Мария Александровна, спасибо за вопрос.
Следует учитывать несколько моментов. Во-первых, когда люди включаются в обучение по финансовой грамотности, то они более адекватно начинают оценивать свое поведение и свои знания (например, если раньше они считали, что ведут учет доходов-расходов, пусть и не строгий и не обязательно где-то фиксируя, или ставили себе финансовые цели, например «купить квартиру», то потом они понимают, что вовсе не занимались учетом или планированием, поскольку оба навыка требуют системного выполнения и подробного алгоритма действий – к какому году купить квартиру?, каковая её ожидаемая стоимость?, за счет каких средств совершить покупку? и т.д.).
Во-вторых, эффект от программ и мероприятий по финансовой грамотности не будет сиюминутным. Здесь происходит воздействие на финансовое поведение населения, т.е. на человеческий фактор с его привычками, стереотипами, особенностями ментальности. Процесс трансформации устоявшихся стереотипов поведения и преодоления свойственных для финансового поведения россиян патерналистских ожиданий длителен и требует продолжительной работы. Причем системной, преемственной, в рамках Национальной стратегии, под чутким руководством федеральных и региональных органов власти (а не в виде разрозненных мероприятий или отдельных частных или общественных инициатив).
В-третьих, свое влияние оказывают особенности проведения социологических исследований по финансовой грамотности, большинство из которых не лонгитюдные.
Следует учитывать несколько моментов. Во-первых, когда люди включаются в обучение по финансовой грамотности, то они более адекватно начинают оценивать свое поведение и свои знания (например, если раньше они считали, что ведут учет доходов-расходов, пусть и не строгий и не обязательно где-то фиксируя, или ставили себе финансовые цели, например «купить квартиру», то потом они понимают, что вовсе не занимались учетом или планированием, поскольку оба навыка требуют системного выполнения и подробного алгоритма действий – к какому году купить квартиру?, каковая её ожидаемая стоимость?, за счет каких средств совершить покупку? и т.д.).
Во-вторых, эффект от программ и мероприятий по финансовой грамотности не будет сиюминутным. Здесь происходит воздействие на финансовое поведение населения, т.е. на человеческий фактор с его привычками, стереотипами, особенностями ментальности. Процесс трансформации устоявшихся стереотипов поведения и преодоления свойственных для финансового поведения россиян патерналистских ожиданий длителен и требует продолжительной работы. Причем системной, преемственной, в рамках Национальной стратегии, под чутким руководством федеральных и региональных органов власти (а не в виде разрозненных мероприятий или отдельных частных или общественных инициатив).
В-третьих, свое влияние оказывают особенности проведения социологических исследований по финансовой грамотности, большинство из которых не лонгитюдные.
-
- Сообщения: 41
- Зарегистрирован: 14 апр 2016, 18:07
Re: Финансовая грамотность населения результаты измерений
Белехова Галина Вадимовна писал(а):Мария Александровна, спасибо за вопрос.
Следует учитывать несколько моментов. Во-первых, когда люди включаются в обучение по финансовой грамотности, то они более адекватно начинают оценивать свое поведение и свои знания (например, если раньше они считали, что ведут учет доходов-расходов, пусть и не строгий и не обязательно где-то фиксируя, или ставили себе финансовые цели, например «купить квартиру», то потом они понимают, что вовсе не занимались учетом или планированием, поскольку оба навыка требуют системного выполнения и подробного алгоритма действий – к какому году купить квартиру?, каковая её ожидаемая стоимость?, за счет каких средств совершить покупку? и т.д.).
Во-вторых, эффект от программ и мероприятий по финансовой грамотности не будет сиюминутным. Здесь происходит воздействие на финансовое поведение населения, т.е. на человеческий фактор с его привычками, стереотипами, особенностями ментальности. Процесс трансформации устоявшихся стереотипов поведения и преодоления свойственных для финансового поведения россиян патерналистских ожиданий длителен и требует продолжительной работы. Причем системной, преемственной, в рамках Национальной стратегии, под чутким руководством федеральных и региональных органов власти (а не в виде разрозненных мероприятий или отдельных частных или общественных инициатив).
В-третьих, свое влияние оказывают особенности проведения социологических исследований по финансовой грамотности, большинство из которых не лонгитюдные.
Большое спасибо, Галина Вадимовна, за ответ!
Хотелось бы уточнить, имеются ли на этот счет у органов власти набор целевых показателей к определенному сроку?
-
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: 27 апр 2016, 10:37
Re: Финансовая грамотность населения результаты измерений
Копытова Екатерина Дмитриевна писал(а):Галина Вадимовна, спасибо за ответ. Т.е. Ваше исследование базируется, в основном, на данных социологических опросов, а статистические данные используется косвенно? Я правильно понимаю? Или же в своем исследовании Вы используете еще какие-то показатели и источники данных?
По ссылке перешла, но на данной странице написано "нет данных".
В своем исследовании я использую только данные социологических опросов, проводимых ИСЭРТ РАН в Вологодской области, а также другими исследовательскими организациями (НАФИ, ВЦИОМ, Левада-Центр, НИУ ВШЭ) по общероссийской выборке. Хочу отметить, что те отечественные исследования, которые я изучила в рамках данной темы, основаны исключительно на данных социологических опросов (например, работы О.Е. Кузиной, Л.А. Пресняковой, Д.Х. Ибрагимовой). Международные организации, занимающиеся проблемами финансового образования и финансовой грамотности населения (Всемирный банк, ОЭСР), также основывают свои исследования на социологических методах, поскольку за счет них можно детально исследовать знания, навыки, особенности понимания финансовой и экономической информации, уровень ответственности и мотивы поведения индивидов.
Статистические данные и специально разработанные показатели применяются органами власти и ответственными исполнителями в рамках контроля выполнения и эффективности реализации программ или проектов по повышению уровня финансовой грамотности (например, как в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения….», ссылку на который представила).
И как раз по поводу ссылки: лучше использовать Mozilla Firefox или Opera (в Explorer обычно выдает пустое окно). А вот по этой ссылке можно посмотреть непосредственно документ по результатам:
http://www-wds.worldbank.org/external/d ... nce010.pdf
-
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: 27 апр 2016, 10:37
Re: Финансовая грамотность населения результаты измерений
Печенская Мария Александровна писал(а):Хотелось бы уточнить, имеются ли на этот счет у органов власти набор целевых показателей к определенному сроку?
Такой набор показателей есть. В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», который ведется Минфином РФ при поддержке Всемирного банка с 2011 года. По этой ссылке можно посмотреть непосредственно документ по целевым показателям, промежуточным и ожидаемым результатам:
http://www-wds.worldbank.org/external/d ... nce010.pdf
-
- Сообщения: 31
- Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:06
Re: Финансовая грамотность населения результаты измерений
Спасибо за ответ, Галина Вадимовна! Теперь поняла на каких данных базируется исследование. Да, теперь документ открылся, еще раз благодарю.
Белехова Галина Вадимовна писал(а):Копытова Екатерина Дмитриевна писал(а):Галина Вадимовна, спасибо за ответ. Т.е. Ваше исследование базируется, в основном, на данных социологических опросов, а статистические данные используется косвенно? Я правильно понимаю? Или же в своем исследовании Вы используете еще какие-то показатели и источники данных?
По ссылке перешла, но на данной странице написано "нет данных".
В своем исследовании я использую только данные социологических опросов, проводимых ИСЭРТ РАН в Вологодской области, а также другими исследовательскими организациями (НАФИ, ВЦИОМ, Левада-Центр, НИУ ВШЭ) по общероссийской выборке. Хочу отметить, что те отечественные исследования, которые я изучила в рамках данной темы, основаны исключительно на данных социологических опросов (например, работы О.Е. Кузиной, Л.А. Пресняковой, Д.Х. Ибрагимовой). Международные организации, занимающиеся проблемами финансового образования и финансовой грамотности населения (Всемирный банк, ОЭСР), также основывают свои исследования на социологических методах, поскольку за счет них можно детально исследовать знания, навыки, особенности понимания финансовой и экономической информации, уровень ответственности и мотивы поведения индивидов.
Статистические данные и специально разработанные показатели применяются органами власти и ответственными исполнителями в рамках контроля выполнения и эффективности реализации программ или проектов по повышению уровня финансовой грамотности (например, как в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения….», ссылку на который представила).
И как раз по поводу ссылки: лучше использовать Mozilla Firefox или Opera (в Explorer обычно выдает пустое окно). А вот по этой ссылке можно посмотреть непосредственно документ по результатам:
http://www-wds.worldbank.org/external/d ... nce010.pdf
Вернуться в «Секция 3. Проблемы и пути повышения финансовой устойчивости территории»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя