Страница 1 из 2

Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 23 мар 2017, 15:09
Полюшкевич Оксана Александровна
Ссылка для скачивания статьи:

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 27 мар 2017, 10:45
Соловьева Татьяна Сергеевна
Оксана Александровна, добрый день!
Спасибо за Ваш доклад.

Знакомясь с содержанием работы, возник следующий вопрос. В тексте доклада Вы употребляете то термин "солидарность", то термин "консолидация". Вы отождествляете данные понятия? Каковы, на Ваш взгляд, теоретические основания интерпретации данных феноменов?

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 27 мар 2017, 12:53
Полюшкевич Оксана Александровна
Татьяна Сергеевна, благодарю за интерес к статье.

Да, солидарность и консолидация близки.

На мой взгляд, солидарность шире консолидации, т.к. включает в себя культурные, исторические, географические, экономические, политические, религиозные и иные факторы, способные сплотить общество (они могут работать вне зависимости от политической или экономической ситуации).
А консолидация - это процесс и одновременно результат целенаправленной работы различных социальных институтов (власть, семья, образование и проч.). Консолидация всегда имеет отклик (или контекст) того социально-исторического момента который мы рассматриваем.

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 27 мар 2017, 13:45
Соловьева Татьяна Сергеевна
Спасибо за ответ, Оксана Александровна!

Возник еще один вопрос дискуссионного характера. Как Вы считаете, возможно ли достижение консолидации российского общества при условии его изначальной значительной дифференциации по различным признакам, в т.ч. и социокультурным?

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 27 мар 2017, 13:58
Полюшкевич Оксана Александровна
Татьяна Сергеевна, спасибо за вопрос.

Да, консолидация возможна (это ключевая идея моей диссертации) даже при различных социокультурных условиях.
Тому есть несколько причин:
1. Формированием новой социокультурной среды (под влиянием глобализации и глокализации - стираются многие границы в личном и социальном, культурном и географическом, экономическом и политическом пространствах, касаемых жизни личности и группы).
2. Формированием новых условий повседневной жизни (под влиянием виртуализации - трансофрмируются представления о норме, обычаях, образовании, досуге и проч.)
3. Формированием новых форм, видов и условий занятости (сегодня не обязательно находиться на работе - чтобы работать; присутствовать на конференции, чтобы быть ее участником; иметь фактические бумажки (деньги) чтобы расплатиться (можно картой); иметь реальную семью и т.д. Меняется контекст представлений людей о том КАКОЙ ДОЛЖНА быть и КАКОЙ МОЖЕТ быть жизнь людей.
4. Формируются новые формы и условия "СВОИХ" и "ЧУЖИХ". Свои далеко не всегда могут быть рядом, но это не значит что они не поддерживают. Тоже касается и чужих ...

Более того, наша страна не раз консолидировалась под влиянием как радостных моментов (олимпиады, стройки века (города в Сибири, БАМ и проч), так и печальных (войны, землятрясения, наводнения и проч.)

Поводы для консолидации могут быть различны - результат - единство общества (один).

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 27 мар 2017, 17:00
Батьянова Людмила Николаевна
Оксана Александровна, спасибо за актуальный доклад!

На выделенные вами условия влияют какие факторы?

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 28 мар 2017, 03:59
Полюшкевич Оксана Александровна
Людмила Николаевна, спасибо за вопрос

на "условия" влияют изменения в мире, в области экономики и политики, культуры и религии, климата и многого другого
мое исследование - лишь показывает один из возможных ракурсов изучения и исследования социокультурной солидарности

в своей работе я опиралась на различные методологические подходы:
положения феноменологии Э. Гуссерля, и понимающей социологии М. Вебера. Концепция «жизненного мира» Э. Гуссерля раскрывает механизмы наивной субъективности, через личный жизненный опыт, социальный статус, пол, возраст и проч. Благодаря этому, происходит опосредование социальных процессов в личное жизненное пространство и наоборот, из личного опыта в социальную структуру и формирует реальные механизмы конструирования социальной реальности, в том числе и процессы социокультурной солидарности. Понимающая социология М. Вебера, позволила не просто констатировать социальные изменения в установках, позициях, взаимосвязи различных поколений (вертикальная коммуникация), и современников (горизонтальная коммуникация), но и понять причины этих процессов, методы их осуществления и грядущие последствия для всего общества.
Представители экзистенциализма широко использовали данный подход в интерпретации мотивов поведения людей, в анализе социальных установок и ценностей. Поэтому, я также использовала идеи К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера для конструирования аксиологических установок представителей различных поколений, а также анализа сознания людей в новых условиях глобализирующегося мира и новой виртуальной реальности.

Это все позволило обозначить круг "условий" формирования НОВОЙ реальности.

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 28 мар 2017, 04:20
Криницина Оксана Владимировна
Оксана Александровна, спасибо за доклад!

По вашему мнению, условия социокультурной солидарности меняются со временем или они всегда универсальны?

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 28 мар 2017, 16:41
Полюшкевич Оксана Александровна
Оксана Владимировна, спасибо за вопрос!

Условия социокультурной солидарности имеют двунаправленный процесс.
С одной стороны они обладают универсальными общечеловеческими установками (любовь, свобода, счастье).
С другой стороны - формы их проявления всегда обусловлены социокульутрным потенциалом и социокультурной средой социального развития.

Re: Социокультурные условия солидарности

Добавлено: 28 мар 2017, 19:10
Иванов Роман Викторович
Спасибо за доклад,
Оксана Александровна, какие факторы символического порядка вы считаете важными для реконструкции общественного сознания и гос. идеологии?
Как вы считаете поиски новой именно национальной идеологии для развития общества потенциально опасны агрессивной формой воплощения, тоталитарной и не приведут ли реконструкции культа личности?