Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области


Груздева Мария Андреевна
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 12:08

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Груздева Мария Андреевна » 27 мар 2017, 12:51

Ирина Николаевна, спасибо за доклад! Подскажите пожалуйста каким образом образовательная система и система здравоохранения на настоящий момент учитывают "критические" возраста детей и связанные с ними особенности и что еще необходимо сделать для максимизации совместных усилий по укреплению здоровья детей?

Разварина Ирина Николаевна
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 24 мар 2017, 16:33

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Разварина Ирина Николаевна » 27 мар 2017, 13:40

Мария Андреевна! Спасибо за вопрос. Нужно сказать, что специфика мер по охране детского здоровья состоит в том, что они различаются по субъектам исполнения. Если объект – это здоровье ребенка, то в зависимости от детского возраста субъекты воздействия будут различными и количество их увеличивается по мере взросления ребенка.
Ведущая роль в здоровьесбережениие детей в возрасте от 0 до 3 лет принадлежит семье, медицинским организациям, органам социальной защиты. В дошкольном возрасте в перечень исполнителей добавляются организации общего образования, культуры, спорта и другие. По достижению ребенком школьного возраста его вовлечение в систему здоровьесбережения становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что ребенок большую часть времени проводит в образовательной организации. По результатам исследования в период школьного образования регистрируется наибольшее количество факторов риска формирования детского здоровья и возрастает их интенсивность.
Сегодня здоровьесберегающие воздействия можно подразделить на несколько направлений:
1. Принятие управленческих решений (руководство и координация деятельности участников системы здоровьесбережения на всех уровнях власти, разработка перспективного стратегического планирования).
2. Информационное обеспечение (реализация системы своевременного, целенаправленного информирования субъектов и объектов здоровьесбережения).
3. Научно-методологическое сопровождение (поддержка фундаментальных научных исследований, разработок в области детской медицины, возрастной психологии, специфики социальной поддержки, ювенальной юстиции и т.д.).
4. Материально-техническое обеспечение (финансирование и оснащение имеющихся и строительство зданий новых медицинских организаций).
5. Организационное направление (организация межведомственного взаимодействия, доступности и своевременности оказания медицинской помощи).
6. Ценностно-ориентированное направление (формирование и поддержание ценностных ориентаций здоровьесбережения, у детей и значимых взрослых).
7. Контролирующее направление (оценка эффективности деятельности на всех уровнях власти).
Все они реализуются, но одной из ведущих проблем, выявленных в рамках проведения мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», является несогласованность решений органов управления федерального, областного и муниципального уровней и, как следствие, не всегда эффективное межведомственное взаимодействие организаций на муниципальном уровне в деятельности по здоровьесбережению детей.
Исходя из этого, проведенное исследование позволило выявить факторы формирования здоровья детей и предложить комплекс мер по сохранению и повышению здоровья детского населения на всех уровнях власти.
1. Расширение государственной поддержки проведения фундаментальных научных исследований, целенаправленное изучение опыта, адаптация и внедрение передовых технологий в области охраны здоровья семьи, материнства и детства.
2. Повышение доступности высококвалифицированной помощи профильных специалистов и специализированной амбулаторной лечебно-диагностической помощи детям в медицинских организациях федерального уровня. Привлечение общественных организаций, спонсорской помощи к данному виду деятельности. Совершенствование механизма повышения квалификации медицинских, педагогических, социальных работников с учетом инновационных отечественных и зарубежных практик. Например, на
На уровне Правительства области, это


1. Расширение финансовой и организационной поддержки медико-социологических исследований целевых групп детского населения.
На уровне Департамента здравоохранения, образования, социального развития области и подведомственных организаций:
1. Продолжение разработки и реализации региональных программ развития образования, здравоохранения, социальной поддержки, направленных на создание инфраструктуры, необходимой для сохранения и укрепления здоровья детей с учетом возрастных характеристик.
2. Расширение применения современных организационных технологий медицинской помощи детям на амбулаторно-поликлиническом уровне (медико-социальные отделения, кабинеты).
3. Разработка типового проекта концепции здоровьесбережения для образовательных организаций, которая учитывает специфику их деятельности и структуру заболеваемости по возрастам.
4. Использование в образовательном процессе комплексных программ здоровьесбережения, разработанных с учетом специфики начальной, средней и старшей школы на основе медико-социальных исследований.
5. Формирование электронной базы данных о состоянии здоровья обучающихся в образовательной организации.
6. Дополнение программ профессиональной переподготовки специалистов образовательных организаций материалами по использованию специфических методов профилактики распространенных болезней у школьников (нарушения обмена, болезни органов пищеварения, кариес, нарушения осанки, близорукость).
Комплексный подход к охране здоровья, с учетом специфики заболеваемости в «критические возрасты», включающий взаимодействие с семьей ребенка, его ближайшим окружением расширит спектр воздействия на факторы риска детского здоровья.

Устинова Ксения Александровна
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 15 июн 2015, 16:17

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Устинова Ксения Александровна » 27 мар 2017, 15:01

Ирина Николаевна, спасибо за интересный, содержательный доклад! Скажите, пожалуйста, с Вашей точки зрения, какие факторы в большей степени повлияли на то, что в период 1995-2001 гг. так заметно сократилось количество детей с первой группой здоровья?
С уважением, Устинова К.А.

Разварина Ирина Николаевна
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 24 мар 2017, 16:33

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Разварина Ирина Николаевна » 27 мар 2017, 15:51

Ксения Александровна, спасибо за вопрос! По результатам мониторинга получено, что для каждого возрастного периода ребенка характерен специфический набор факторов, определяющих здоровье. В младенчестве и раннем возрасте преобладает воздействие медико-биологических и социальных факторов (плохое здоровье родителей; низкий уровень гемоглобина в период беременности; курение матери во время беременности; условия труда будущей матери, не соответствующие санитарным нормам; характер вскармливания младенца). В дошкольном и раннем школьном возрасте более значимыми становятся факторы среды обитания, образа и уровня жизни семьи (уровень жизни, комфортность жилищных условий, экологические условия в районе постоянного проживания, уровень медицинской грамотности и здоровьесберегающей активности родителей).

Устинова Ксения Александровна
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 15 июн 2015, 16:17

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Устинова Ксения Александровна » 28 мар 2017, 13:13

Ирина Николаевна, за длительный период исследования анализировались уже очень многие аспекты? Каковы с Вашей точки зрения перспективы исследования? Сохраняются ли еще проблемные вопросы, которые могут быть в зоне внимания?
С уважением, Устинова К.А.

Разварина Ирина Николаевна
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 24 мар 2017, 16:33

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Разварина Ирина Николаевна » 28 мар 2017, 14:36

Ксения Александровна, спасибо за вопрос. Да, действительно, многие аспекты здоровья и здоровьесбережения рассмотрены в рамках проводимого исследования. В перспективе планируется выявление поведенческих факторов формирования здоровья детей и поиск инструментов, позволяющих корректировать их возможное негативное влияние. Еще одной важной задачей становится возможность оценки социально-экономических потерь вследствие преждевременной смертности детей, в том числе по ведущим причинам смерти (методика расчёта ПГПЖ, а также экономического ущерба от преждевременной смертности).

Устинова Ксения Александровна
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 15 июн 2015, 16:17

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Устинова Ксения Александровна » 28 мар 2017, 15:36

Ирина Николаевна, спасибо за Ваш ответ!!! Желаю успехов в Вашем проекте!!!


Мамурков Евгений Викторович
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 24 мар 2017, 14:54

Re: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Вологодской области

Сообщение Мамурков Евгений Викторович » 30 мар 2017, 07:20

Спасибо за доклад!

Критерии оценки состояния здоровья детей и подростков универсальны по России? По миру?
Или у каждого свои "нормы"?


Вернуться в «Секция 4. Демографическое развитие в контексте глобальных вызовов современности»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей