К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции


Леонидова Екатерина Георгиевна
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 11:31

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Леонидова Екатерина Георгиевна » 16 май 2017, 16:26

Юлия Викторовна, добрый день! Спасибо за интересный доклад. Вы приходите к заключению, что наблюдается стирание отличительных черт российской интеллигенции в вопросах формирования и развития гражданской позиции. А что необходимо сделать для изменения ситуации? Каков прогноз данного тренда?

Косыгина Ксения Евгеньевна
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 13:24

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Косыгина Ксения Евгеньевна » 16 май 2017, 18:16

Спасибо за доклад, оригинальный подход, интересная тема. Юлия Викторовна, чем принципиально могут отличаться формы (т.е. что они могут делать или не делать) общественно-политической активности интеллигенции и наименее образованной части населения? Можно примеры?

Груздева Мария Андреевна
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 12:08

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Груздева Мария Андреевна » 18 май 2017, 09:40

Благодарю за доклад! Скажите пожалуйста какие еще критерии выделения интеллигенции используются современными исследователями, в частности социологами, экономистами, политологами? Возможно констатированное Вами стирание отличительных черт российской интеллигенции связано с образовательным бумом 2000-х годов, когда получать высшее образование стало не просто престижно, но еще и необходимо (изменились требования к сотрудникам, когда даже для позиции продавца необходимо высшее образование) и снизилось качество высшего образования, сменился его формат (в настоящее время большая часть студентов вузов России обучается на заочной и очно-заочное форме в случае получения первого образования)? Заранее благодарю

Уханова Юлия Викторовна
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 мар 2017, 09:59

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Уханова Юлия Викторовна » 18 май 2017, 10:46

Екатерина Георгиевна, Ксения Евгеньевна, спасибо за проявленный интерес к моему докладу.

На мой взгляд, именно в процессе повседневной практики, происходит утверждение гражданских ценностей, закрепляются соответствующие навыки, формируются идентичности, поэтому в вопросах формирования и развития гражданской позиции различных социальных категорий, в том числе интеллигентных слоев общества, огромную роль играет воспитание (приобщение к культурным ценностям, нравственным идеалам, принципам мировоззрения, образцам поведения) и эту функцию должна выполнять не только семья, но образовательные учреждения. Образование и гражданская позиция –это сложные социальные феномены, связь между которыми носит комплексный и динамичный характер. Более высокий уровень образования обусловливает повышение интереса граждан к различным формам общественно-политической деятельности, рост мотивации к большему самовыражению и самореализации. Однако образовательный потенциал россиян пока слабо реализуется в социально-политической сфере, на что следует обратить внимание при изучении проблемы.

Что касается сравнения форм общественно-политической активности интеллигенции и наименее образованной части населения, исследователи отмечают, что образование – это самый важный предиктор различных форм социального участия – от голосования до членства в ассоциациях, от руководства местным комитетом до благотворительности [в частности, к такому выводу приходит Р. Патнэм – исследователь феномена социального капитала]. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что в начале 2017 г. в регионе социальная активность интеллигенции выше в таких сферах, как подписание петиций и обращений в органы власти, участие в деятельности общественных организаций и политических партий, при этом, например, участие в выборах находится практически на том же уровне, что и среди менее образованных социальных групп.

Устинова Ксения Александровна
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 15 июн 2015, 16:17

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Устинова Ксения Александровна » 18 май 2017, 11:34

Юлия Викторовна, добрый день! Скажите, пожалуйста, на основе проведенного обзора отечественных и зарубежных исследований, к использованию каких критериев для идентификации интеллигенции Вы склоняетесь?

Уханова Юлия Викторовна
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 мар 2017, 09:59

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Уханова Юлия Викторовна » 18 май 2017, 12:00

Мария Андреевна, спасибо за весьма актуальный для изучения представленной тематики вопрос. В современных социогуманитарных научных кругах существуют различные подходы к изучению социальной категории «интеллигенция», определению критериев выделения интеллигентного слоя среди других групп населения. Проведенный анализ показал, что ряд исследователей использует профессионально-социологический и нравственно-этический критерии (Ж.Т. Тощенко, В.С. Меметов, А.А. Соловьев и др.), другие авторы выделяют такой критерий, как обладание собственностью на научные знания и информацию, высокий уровень образования (А. Гоулднер, В.Л. Иноземцев).
Важно подчеркнуть, что используя в своем исследовании образовательный критерий для вычленения интеллигенции среди других групп населения, мы обозначаем, что представителей интеллигенции отличает уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан.

Уханова Юлия Викторовна
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 23 мар 2017, 09:59

Re: К вопросу о гражданской позиции российской интеллигенции

Сообщение Уханова Юлия Викторовна » 18 май 2017, 14:54

Ксения Александровна, благодарю за интересный вопрос!
Хотелось бы отметить особую сложность в изучении интеллигенции, поскольку по формальным признакам в структуре общества эту группу выявить сложно: она присутствует в жизни общества в виде культурных феноменов, однако, с другой стороны, интеллигенция не совпадает ни с одной реальной профессиональной или образовательной группой. В представленном исследовании поддерживается мнение тех ученых, которые считают, что объем понятия «интеллигент» существенно шире, чем объем понятия «интеллектуал» (специалист). Ж.Т. Тощенко справедливо отметил, что «интеллектуал – это знание, информация», «интеллигент – нравственность и человеколюбие». На мой взгляд, для выделения интеллигенции среди других слоев населения недостаточно только образовательного или профессионального критерия, поэтому в этом вопросе необходима дальнейшая методологическая проработка.


Вернуться в «Секция 1. Проблемы социально-экономического развития и управления территориями»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей